Тема:
«Современные технологии логопедического сопровождения обучающихся младших
классов общеобразовательных школ с недостатками речи».
1)
Обоснование
актуальности экспериментальной работы
Процессы модернизации образования в
России ориентированы на ценностную результирующую педагогического процесса, его
гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем каждого ребенка.
Согласно
последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.
Рамзаева) языковое образование и речевое развитие обучающихся является одной из
центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения.
Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному
языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно –
деятельностных умений и навыков обучающихся, обеспечивающих освоение детьми не
только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики русского
языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и
культурологической включённости в современное общество.
В
то же время методисты, педагоги, руководители общеобразовательных учреждений с
тревогой отмечают резкое снижение успеваемости обучающихся по русскому языку.
Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего – публичным искажением русского
языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того,
изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в
школу, увеличился поток школьников с нерезко выраженными недостатками слуха,
зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших
психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного
или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении
программы школы I и II ступени.
В
этой связи меняется и место учителя – логопеда в общеобразовательных
учреждениях. Специалист всё чаще выступает в роли эксперта причин
неуспеваемости, прежде всего по русскому языку, а также и по другим предметам.
Усложнение структуры дефекта развития
детей побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, к поиску
инновационных форм и технологий специализированной помощи детям с нарушениями
развития в ходе их обучения.
2)
Идея и замысел
эксперимента
В
процессе повышения качества образования и воспитания важную роль играет
педагогическое изучение школьников в период обучения в начальной школе. От его
результатов напрямую зависит своевременное выявление причин отставания в учебе
отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения
этих отставаний. Одной из распространенных причин неуспеваемости
учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются
разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые
нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным
письмом.
Нередки
случаи, когда по причине недостатков речи ребёнок практически не усваивает
программу начальной школы, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о
невозможности его обучения в массовой школе. Своевременное выявление
обучающихся с речевой патологией, правильная классификации имеющихся
недостатков речи и организация
адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить
появления у этих детей дисграфии и дислексии, вторичных по отношению к устной
речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала. Чем
раньше и качественнее начинается коррекция недостатков устной и письменной речи
у младших школьников, тем выше результативность устранения собственно речевых
недостатков, не осложнённых вторичными последствиями, а также и сопутствующей им
педагогической запущенности.
Существенным
способом устранения причин, влияющих на преодоление трудностей при обучении
русскому языку и чтению, может стать разработка чёткой эффективной модели
логопедического сопровождения по следующим направлениям:
1. Диагностико-аналитическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Консультативное
4. Профилактическое
- Диагностико –
аналитическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с
недостатками устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования
и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи
в условиях образовательного учреждения. В данном направлении будет разрабатываться
программа изучения ребенка различными специалистами. Педагоги ПМСС – центра и учителя – логопеды
займутся установлением степени сформированности
основных предпосылок к обучению по программе общеобразовательной школы у детей
с речевой аномалией; выявлением
трудностей, которые испытывают они в обучении, и определением условий,
при которых эти трудности могут быть преодолены. По данному направлению будут
вести работу две творческие группы: специалисты
ПМСС – центра и учителя – логопеды Советского района.
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает построение оптимального
варианта коррекционного обучения детей с патологией речи. Три творческие группы
учителей – логопедов будут работать над проблемами:
*«Новые области
использования информационных и коммуникационных технологий и эффективность их применения в работе учителей- логопедов
общеобразовательных учреждений» ( творческая группа «ЛогопединформОрёл»);
*«Развитие
графомоторных навыков письма
у младших школьников»
(учителя –
логопеды Заводского района);
*«Логопедическая работа по коррекции дизорфографии»
(учителя -
логопеды Северного района). - Консультативное и профилактическое направление
обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с недостатками речи, их родителей по вопросам реализации
дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся, организацию разъяснительной работы учителя –
логопеда по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками. По данному
направлению будут вести работу учителя –
логопеды Железнодорожного района. 3)
Объект
эксперимента:
учебная
деятельность обучающихся младших классов, имеющих
трудности при
обучении русскому языку и чтению.
4)
Предмет
эксперимента:
современные технологии логопедического
сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с
недостатками речи.
5)
Педагогическая
цель эксперимента:
выявление
причин, приводящих к возникновению трудностей при
обучении младших
школьников русскому языку и чтению, и оказание им эффективной
коррекционно-логопедической помощи.
6)
Цель
эксперимента: разработать современные технологии логопедического сопровождения обучающихся
младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи.
7)
Задачи:
- провести теоретический анализ проблемы
логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных
школ с недостатками речи;
- разработать и апробировать технологии
логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных
школ с недостатками речи;
- выявить и оценить эффективность
использования имеющихся технологий логопедического сопровождения обучающихся
младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи;
8)
Гипотеза:
Гипотеза заключается в том, что разработка современных
технологий логопедического сопровождения
обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи будет
способствовать повышению уровня успеваемости и развитию языковых компетенций
школьников.
9)
Сроки
эксперимента: октябрь
2012 года – май 2017 года.
10) Состав
участников эксперимента: Руководитель
эксперимента: Пугачёва В.Н. – заместитель директора
по НМР ПМСС – центра.
Научный консультант: Чаркина Н.В. –
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологии психолого-педагогического
и специального образования факультета педагогики и психологии ОГУ.
Руководители творческих групп:
- Дрёмова Е.А. – председатель
муниципальной ПМПК, педагог – психолог ПМСС – центра;
- Абрамова В.Н. – учитель – логопед МБОУ
– СОШ № 12;
- Васильева Е.А. – учитель – логопед
МБОУ – СОШ № 13;
- Войциховская Н.А. – учитель – логопед
МБОУ – СОШ № 35;
- Костырина Т.Г. – учитель – логопед
МБОУ – лицея № 21;
- Татарченко Н.О. – учитель – логопед
МБОУ – СОШ № 50. Творческая
группа учителей – логопедов школ Заводского района:
Сакара Ю.В. (ОУ № 2), Толмачёва Е.Н. (ОУ
№ 6), Лаврухина И.В. (ОУ № 6), Никульникова С.Ю. (ОУ № 10), Тимохина А.В. (ОУ №
10), Никифорова Т.В. (ОУ № 12), Абрамова В.Н. (ОУ № 12), Михайленко Н. К. (ОУ №
16), Баркова Н.Л. (ОУ № 17), Воробейчук М.И. (ОУ № 26), Крымова М.В. (ОУ № 26),
Шахова Л.Н. (ОУ № 29), Емельянова В.В. (ОУ № 34), Шульдешова О.В. (ОУ № 38),
Поваляева Н.Д. (ОУ № 40).
Творческая
группа учителей – логопедов Железнодорожного района:
Кузина Е.И (ОУ № 3), Иванова Л.Ю. (ОУ №
7), Мясоедова Н.В. (ОУ № 11), Пахомова Е.А (ОУ № 30), Старых К.Н. (ОУ № 32),
Корнина Ю.В. (ОУ № 33), Митасова В.А. (ОУ № 33), Войциховская Н.А. (ОУ № 35).
Творческая
группа учителей – логопедов Северного района:
Часовских О.Н. (ОУ № 5), Васильева Е.А.
(ОУ № 13), Пескова Г.Н. (ОУ № 18), Миленина Ю.А. (ОУ № 37), Капнинова С.В. (ОУ
№ 45), Понкратова И.В. (ОУ № 49).
Творческая
группа учителей – логопедов Советского района:
Белкина Н.А. (ОУ № 1), Суслова Е.В. (ОУ
№ 15), Балакирева Л.Н. (ОУ № 19), Костырина Т.Г. (ОУ № 21), Мартынова О.А. (ОУ
№ 22), Цветинская С.Н. (ОУ № 24), Тюрина Ю.И. (ОУ № 36), Фёдорова Е.В. (ОУ №
39), Татарченко Н.О. (ОУ № 50), Казачкина М.И. (Жилинская СОШ).
Творческая
группа «ЛогопединформОрёл»:
Толмачёва Е.Н. (ОУ № 6), Абрамова В.Н.
(ОУ № 12), Васильева Е.А. (ОУ № 13), Михайленко Н.К. (ОУ № 16), Баркова Н.Л.
(ОУ № 17), Костырина Т.Г. (ОУ № 21), Войциховская Н.А. (ОУ № 35), Миленина Ю.А.
(ОУ № 37), Рагулина Ю.С. (ОУ № 49).
Творческая
группа специалистов ПМСС – центра:
Дрёмова Е.А. – председатель
муниципальной ПМПК, педагог – психолог ПМСС – центра; Пугачёва В.Н. –
заместитель директора по НМР ПМСС – центра; Климочкина Е.В. – заведующий
социально – коррекционным отделом ПМСС – центра, учитель – логопед.
|